27.04.202420:15 | Ваш Партнёр Потребителю |
| |
| | | |
|
Раздел 2 Электроснабжение / Справочник потребителя ЖКУ /Услуги по электроснабжению – это поставка потребителю электрической
энергии. Отношения в сфере электроснабжения регламентируются:
Поставщиком электрической энергии (или энергопоставщиком) для населения в
Днепропетровске является ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго», которое, как
правило, заключает со своими потребителями договоры, разработанные на
основе Типового договора о пользовании электрической
энергией, в свою очередь, утвержденного постановлением КМУ
от 26.07.1999. № 1357.
Тарифы на электрическую энергию для
населения устанавливаются Национальной комиссией регулирования
электроэнергетики (НКРЭ). 2.2.Что обязаны делать энергопоставщики и их потребители Согласно пунктов 38 и 40 Правил № 1357
энергопоставляющая организация, кроме прочего обязана:
- сообщать потребителю в письменном виде или через СМИ информацию о
местах оплаты за электрическую энергию и об изменениях тарифов (цен) не
позднее, чем за 5 дней до введения их в действие;
- предоставлять информацию о качестве электрической энергии, тарифах
(ценах), порядке оплаты, условиях и режимах ее потребления;
- проводить не менее, чем 1 раз в 6 месяцев
контрольный съем показаний приборов учету у потребителя в соответствии с
утвержденным графиком;
- проводить плановую поверку, обслуживание,
ремонт (кроме случаев, когда счетчик поврежден или неисправен по вине
потребителя) и замену приборов учета в сроки, установленные
нормативно-техническими документами и договором;
- рассматривать обращения и претензии потребителя по предоставлению
услуг и принимать по этому поводу решения в сроки, предусмотренные
законодательством;
- принимать письменные и устные сообщения (в том числе средствами
2.3. Если неисправен счетчик
Согласно пункта 8 Правил № 1357 приборы учета
электрической энергии должны быть приобретены, установлены и подключены
энергопоставщиком.
Оплачивают эти работы:
- или сам энергопоставщик в случае плановой замены счетчиков;
- или потребитель, если повреждение или кража счетчика произошла по его
вине, или он хочет заменить свой счетчик, срок эксплуатации которого не
вышел;
- или балансодержатель дома, если повреждение или кража счетчика
произошла по его вине.
Электросчетчик должен иметь 2 пломбы:
- одну с отпечатком поверочного клейма территориального органа
Госпотребстандарта;
- вторую с отпечатком клейма или логотипа энергопоставщика.
При установке счетчика энергопоставщик составляет акт о сохранности
пломб в 2-х экземплярах, один из которых остается у потребителя.
Ответственность за сохранность поквартирных приборов учета и
пломб на них, установленных:
- в квартире - несет потребитель;
- на лестничных клетках - несет владелец дома или организация, в ведении
которой находится дом.
В связи с тем, что в последнее время «Облэнерго»
начинают плановую замену старых индукционных счетчиков с классом точности
2,5 на новые электронные с классом точности 1,0 и выше, у потребителей
обычно по этому поводу возникают следующие вопросы.
Во-первых, показания новых приборов учета превышают показания «старых» на 5-20% (в тех случаях, когда установлены последовательно оба счетчика). Энергопоставщики, как правило, объясняют это явление тем, что индукционный счетчик обычно ошибается в минусовую сторону, а электронный может ошибаться и в «минус», и в «плюс», а, самое главное, что он учитывает любое мало-мальское потребление электричества, например, телевизором в режиме ожидания. Во-вторых, как правило, новые счетчики устанавливаются в общих электрошкафах в подъезде, к которым потребитель не имеет доступа. В связи с этим «Облэнерго» предлагает потребителям заключить дополнительное соглашение к основному договору, в котором четко оговорить дату и время контрольного съема показаний счетчиков контролером. Если у Вас не было возможности присутствовать на этом съеме показаний, то контролер вывешивает на шкаф список потребителей с показаниями их счетчиков. Кстати, присутствие контролера и доступ к счетчику можно использовать для проведения эксперимента правильности его показаний – полностью обесточьте квартиру входным рубильником на несколько часов, и убедитесь в том, что счетчик не насчитывает Вам плату за непотребленное Вами электричество. Если же диск счетчика крутится при полном обесточивании квартиры (так называемый – «самоход»), а также, если Вы обнаружили внешнее повреждение счетчика, срыв пломбы или другие явные неисправности в его работе (особенно, если счетчик находится у Вас в квартире), то Вы и энергопоставщик согласно пунктам 14-17 Правил № 1357 должны сделать следующее. Во-первых, немедленно напишите заявление в свои районные электрические сети (РЭС) ОАО «ЭК «Днепроблэнерго». Как правило, в этой организации есть типовой бланк «заявления-заявки», в которой нужно указать наименование работ, на выполнение которых Вы делаете заявку – замену, снятие, опломбировку и пр. прибора учета, и причину подачи заявки – остановка прибора учета, торможение диска и пр. Во-вторых, в согласованное с Вами время в течение 3-х дней (в городе) со дня получения Вашего заявления представитель ОАО «ЭК «Днепроблэнерго» должен снять Ваш счетчик в присутствии Вас или представителя балансодержателя (если счетчик находится на лестничной клетке). При этом, согласно пункта 2.3. Положения о проведении экспертизы приборов учета электроэнергии у бытовых потребителей, представитель энергопоставщика должен опломбировать счетчик в том месте, где уже установлена пломба Госпотребстандарт. Если такой возможности нет, то счетчик запаковывается в полиэтиленовый пакет, который также опломбируется. После снятия и опломбировки счетчика представитель энергопоставщика составляет акт-сообщение о направлении на экспертизу Вашего прибора учета в 2-х, или 3-х экземплярах (если счетчик находится на лестничной клетке) - по экземпляру «Облэнерго», потребителю и ЖЭКу. Этот акт, в зависимости от места нахождения прибора учета, подписываете или Вы, или жэковский работник. В третьих, электроснабжающая организация в течение 20-ти дней с даты снятия счетчика проводит его экспертизу в составе комиссии, в которую кроме представителей самого энергопоставщика входит поверитель от Госпотребстандарта, или от специализированной организации, но тоже с участием Госпотребстандарта. При этом экспертиза счетчика, который принадлежит Вам или за сохранность которого Вы отвечаете, должна проводится обязательно в Вашем присутствии. По результатам экспертизы составляется акт проведения экспертизы. В четвертых, если выяснится, что: - в повреждении, потере или неправильной работы электросчетчика виновен потребитель, то Вы возмещаете стоимость проверки, ремонта или установки нового прибора учета; - во всех других случаях все нужные мероприятия оплачивает или энергопоставщик, или организации, отвечающая за сохранность прибора учета. В пятых, поскольку электроснабжение без учета свыше 3-х месяцев запрещается, то энергопоставщик должен установить отремонтированный или новый счетчик в течение этого периода. Кроме того, в ситуации, когда со счетчиком внешне все нормально и нет его «самохода», но у Вас возникают сомнения в правильности его показаний, то, согласно пункта 16 Правил № 1357: - во-первых, Вы имеете право обратиться к энергопоставщику для проведения экспертизы, в таком случае с Вами подписывается договор на проведение экспертизы прибора учета; - во-вторых, энергопоставщик проводит экспертизу в течение 20-ти дней после проведения Вами ее оплаты; - в третьих, в случае подтверждения экспертизой неправильной работы прибора учета энергопоставщик возмещает Вам все расходы, связанные с проведением такой экспертизы. 2.4. Как составить акт-претензию
Если же
энергопоставщик нарушает требования Правил № 1357 и Вашего с
ним договора, то, согласно пунктов 49-52 тех же Правил, алгоритм Ваших
действий и реакции электроэнергетиков должен быть следующим.
Во-первых, Вы должны вызвать
представителя энергопоставщика для составления и подписания
акта-претензии, образец которого утвержден постановлением
КМУ от 26.07.1999. № 1357.
Образец 11
Приложение 2 к Правилам № 1357.
Во-вторых, акт-претензия
составляется потребителем и представителем энергопоставщика и
скрепляется их подписями.
Если представитель «Днепрооблэнерго» не
прибыл в течение 3-х дней со дня Вашего обращения (этот срок установлен
для городов), то Вы имеете право составить акт-претензию в произвольной
форме.
Если энергопоставщик отказался провести необходимые замеры параметров
качества электроэнергии, то Вы имеете право самостоятельно организовать
их, обратившись в организацию, имеющую соответствующие полномочия или
разрешения. В таком случае энергопоставщик возмещает Ваши расходы.
Если представитель энергопоставщика отказался
от подписания акта, то акт считается действительным, если его подписали
не менее 3-х потребителей или Вы и выборное лицо домового комитета или
другого органа самоорганизации населения.
В третьих, если
представитель энергопоставщика не явился или отказался от подписи,
отправьте ему один экземпляр своего акт-претензии или по почте или
зарегистрируйте его в канцелярии.
Энергопоставщик обязан в течение 10-ти дней или устранить недостатки или
предоставить Вам обоснованный отказ в удовлетворении Ваших претензий на
основании данных регистрационных технических устройств, аттестованных и
опломбированных территориальными органами Госпотребстандарта.
Кроме того, исполнители «электрических» услуг, должны произвести
Вам перерасчет своих услуг согласно пунктов 44, 45, 46 Правил №
1375:
- в случае временного прекращения электроснабжения по вине
энергопоставщика – согласно условий договора, в размере двукратной
стоимости недоотпущенной электроэнергии;
- в случае отпуска потребителю электрической энергии, параметры качества
не соответствую показателям, указанным в договоре, энергопоставщик
оплачивает 25 % стоимости такой энергии;
- в случае нарушения прав потребителей (отказ потребителю в реализации
его прав, предоставления услуг, которые по качеству не соответствуют
требованиям нормативно-технических документов, отказ в предоставлении
необходимой, но достоверной информации, уклонение от проверки качества
электрической энергии и т.п.) энергопоставщик несет ответственность
согласно законодательству и договору.
В четвертых, если Вас продолжают игнорировать, то Вам
необходимо направить претензию уже в одну из нижеприведенных организаций
(и их территориальные отделения), которые контролируют соблюдение Правил
№ 1375 в пределах своих полномочий:
- Министерство топлива и энергетики; Если в сети повысилось напряжение и Ваши электроприборы сгорели, то Вам необходимо сделать следующее. Во-первых, в таком случае немедленно вызывайте аварийную бригаду - как правило, до 19.00. – ЖЭКа, а после 19.00. – электросетей. Во-вторых, попросите аварийщиков составить соответствующий акт с указанием причин аварии – естественно Вы должны в нем расписаться и оставить себе один экземпляр. В третьих, отнесите поломанную электроаппаратуру в ремонт, возьмите квитанцию об оплате ремонта и попросите мастера указать причину поломки. В четвертых, виновником скачка напряжения в сети может быть не обязательно энергопоставщик, но и ЖЭК, который обслуживает внутридомовые электросети. Поэтому обратитесь к энергопоставщику с просьбой сообщить - на чьем участке ответственности (его или ЖЭКа) произошел сбой в работе электросетей, и предоставить документы, которые бы фиксировали этот сбой. В пятых, направьте претензию в адрес виновника аварии (энергоснабжающей или эксплуатирующей дом организации) с требованием возместить Вам причиненный ущерб, приложив к ней копии акта и квитанций об оплате ремонта техники. В пятых, если виновник аварии отказал Вам в возмещении ущерба, то обращайтесь в суд! 2.5. Если пришел контролер Во-первых, согласно пункта 39 Правил № 1357 представитель энергопоставщика обязан иметь при себе и показать Вам служебное удостоверение. Если у Вас есть подозрение в предвзятой позиции контролеров обязательно найти у Вас какие-то нарушения, то: - прежде, чем пустить проверяющих в квартиру, пригласите 2-х соседей; - позвоните в свой РЭС и узнайте – работает ли у них такой контролер, за каким участком он закреплен и внесена ли Ваша квартира в план проверок; - не оставляйте контролеров один на один со счетчиком ни на секунду. В-вторых, согласно пункта 30, если доступ к прибору учета невозможен, то контролер выписывает платежный документ на основании данных счетчика за предыдущий период, о чем делается соответствующая отметка в лицевом счете потребителя. Если же в течение 2-х расчетных периодов (как правило, месяцев) контролер так и не имел доступа к счетчику, то он оставляет потребителю в почтовом ящике сообщение о дате следующего своего визита или с просьбой передать показания счетчика энергопоставщику. Если после этого потребитель так и не передал ведомостей о количестве потребленной им электроэнергии, то энергопоставщик имеет право через 30 дней после даты отправления письменного предупреждения отключить жилье такого потребителя от электроснабжения. В-третьих, в компетенцию контролера входит: - проверять работу приборов учета электроэнергии; - снимать их показания; - контролировать правильность снятия показаний потребителем; - проводить обследование электроустановок потребителя с целью выявления фактов потребления электроэнергии вне приборов учета (пункт 37 Правил № 1357). В четвертых, если контролер выявил нарушения потребителем Правил № 1357, в том числе факты разворовывания им электроэнергии, то в таком случае составляется акт, который подписывает представитель энергопоставщика и потребитель. Один экземпляр акта вручается потребителю, второй остается у энергопоставщика. При этом потребитель имеет право внести в акт свои замечания. Потребитель может отказаться от подписи, тогда в акте делается отметка об отказе, и он считается действительным, если его подписали 3 представителя энергопоставщика. Интересно, что в вопросе определения «виновности» и «умышленности» за повреждение счетчика или его пломб фактически имеет значение – кто первым это обнаружил. Если потребитель первым увидел сорванные пломбы и сообщил о них в «Днепрообэнерго», и при этом отсутствуют явные признаки вмешательства в работу счетчика, то, как правило, он считается «невиновным» и не должен оплачивать убытки. В противном случае, если Вы не проявили своевременную бдительность, и сорванные пломбы заметил сам контролер, то здесь больше шансов оказаться «виновным» и оплатить убытки энергопоставляющей компании. В любом случае, если нарушения Правил № 1357 касаются работы электросчетчика, то согласно пункта 3 Порядка определения размера и возмещения ущерба, нанесенного энергопоставщику в результате хищения электрической энергии, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.2006. № 122, факты повреждения приборов учета, пломб на них, вмешательства в работу, приведшие к занижению показаний, устанавливаются специализированными организациями, которые имею право на проведение соответствующей проверки, с привлечением представителей Госпотребстандарта. В пятых, на основании такого акта энергопоставщик имеет право отключить потребителя от электроснабжения, а также взыскать убытки, нанесенных ему противоправными действиями потребителя. Размер этих убытков определяется по величине расчетного потребления электроэнергии в течение периода нарушения на основании акта, составленного в соответствии с Методикой определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией, утвержденной постановлением НКРЭУ от 04.05.2006. № 562. 2.6. Когда и
как могут отключить от электричества
- проведения плановых ремонтов электроустановок и электрических сетей;
- возникновение режимов, непосредственно не связанных с аварией, при
которых осуществляется ограничение отпуска электроэнергии и мощности.
При временном прекращении электроснабжения энергопоставщик обязан
сообщить о нем своим потребителям через СМИ не позднее, чем за 10 дней
до его прекращения, а при авариях – о причинах временного прекращения
электроснабжения - в течение 5-ти дней.
Кроме того, согласно пункта 35 Правил № 1357
электроснабжающая организация имеет право отключить потребителя в случае
таких его действий:
- самовольного подключения к электрической сети;
- разворовывания электроэнергии,
преднамеренного повреждения прибора учета и срыва пломбы;
- нарушения сроков оплаты за потребленную электроэнергию или нарушения
условий договора о реструктуризации задолженности;
- неоплаты за установку нового прибора учета,
если счетчик был поврежден или украден по вине потребителя, или других
платежей;
- невыполнение предписания Госэнергонадзора о
режимах потребления электроэнергии;
- снижение показателей качества
электроэнергии по вине потребителя.
После такого отключения подача электроэнергии
может быть возобновлена потребителю в течение 3-х дней (в городах), как
устранены нарушения и оплачена задолженность, расходы на повторное
подключения и убытки, нанесенных энергопоставщику.
Если же спорные вопросы между потребителем и электроснабжающей
организацией рассматриваются в суде, то срок отключения электроснабжения
не должен превышать 1-го месяца, но при условии, что у потребителя нет
задолженности за потребленную электрическую энергию.
Отключение потребителя от электроснабжения в случае неуплаты за
потребленную электроэнергию должно происходить четко в соответствии с
пунктами 27-30 Правил № 1357. Во-первых, энергопоставщик должен вначале послать потребителю письменное предупреждение о прекращении электроснабжения. Такая возможность у него появляется в случае, если Вы не оплатили предоставленные им услуги в течение 10-ти дней после срока, указанного в договоре или платежном документе (обычно до 10-го числа следующего за расчетным месяца), и электроснабжающее предприятие не получила сообщение об оплате на 20-й день. То есть, проще говоря, электропоставщик имеет право послать своему должнику такое предупреждение после 30-го числа следующего за расчетным месяца. Во-вторых, с момента получения Вами письменного предупреждения у Вас есть 29 дней, чтобы оплатить свой долг. В третьих, если же за этот период Вы долг так и не оплатили, то на 30-й день с момента получения Вами предупреждения электропоставщик имеет право отключить Ваше жилье от электричества. Но при этом, запрещается отключения в последний рабочий день перед выходными и праздничными днями, кроме аварийных ситуаций. Кроме того, в пункте 2 Постановления ВРУ «Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением Украины» от 18.03.1999. №512, сказано следующее: «Запретить Кабинету Министров Украины, местным органам
исполнительной власти и органам местного самоуправления, предприятиям и
организациям независимо от форм собственности отключать жилые
помещения от энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения и отселять из жилья
граждан в случае невнесения ними платы за жилищно-коммунальные услуги в
связи с невыплатой заработной платы или пенсии и неназначением
субсидии».
В пятых, чтобы возобновить электроснабжение Вам
необходимо оплатить свою задолженность, стоимость повторного
подключения, а также убытки, нанесенные исполнителю услуги, и написать
соответствующее заявление о подключении, которое должно быть выполнено
энергопоставщиком в течение 3-х рабочих дней.
Рекомендованный перечень законодательной и нормативной базы(с текстами нижеприведенных документов можно
ознакомиться Законы Украины
Постановления Кабинета Министров Украины
Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти
Постановление НКРЭ Украины от 10.03.1999. № 309 «Про тарифи на
електроенергію, що відпускається населенню і населеним пунктам».
Содержание Раздел 1. Водо и теплоснабжение Раздел 3. Газоснабжение |
|
Ваш Партнёр © 2024 потребителю |