Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гість Группа "Гости"


Информационно-познавательный сайт

10.05.2024

15:39




Ваш Партнёр Потребителю

























































































       



Главное меню
Поиск по сайту
Коммуналка
... Разделы
Авторские статьи [13]
Статьи с других сайтов [32]
Статьи о работе [11]
Для размышлений [44]
Статьи которые заставляют задуматься над происходящим
Житие-бытие [22]
Потребителю коммунальных услуг
Статьи о здоровье [24]
Энергосбережение [20]
Потребителю на заметку
Законодательство [13]
О чём не говорят политики
Изучение иностранного языка [1]
Полезные советы при изучении иностранных языков
Партнёры
  • ООО Интер-плит
  • Актуальная информация для потребителя
  • Ремонт и эксплуатация ВАЗ 2109
  • Ваш Партнер инженер at.ua
  • Мой Киев
    ...

    Статьи

    Главная » Статьи » Авторские статьи

    История комунальных тарифов результат политической коллизии.

    Откуда взялся двухставочный тариф с абонентской платой

     Все началось с Целевой программы стабилизации работы и развития коммунальной теплоэнергетики Украины на период до 2010 года, утвержденной научно-техническим советом Госстроя Украины в 2001г., в которой предусматривалось постепенно реформировать всю нормативную базу в сфере ЖКХ, в том числе теплоэнергоснабжении, ввести новую форму учета тепла в 1 Гкал, и как один из итогов - ввести двухставочный тариф.

    Однако, судя по всему, из-за частой смены правительств и политиков весь этот процесс не приобрел системный характер, поэтому многие законодательные вопросы выпадали. Так Минюст своим решением в 2002 году аннулировал приказ от 28.10.99 N 307/262  "Об утверждении Правил пользования тепловой энергией" как не соответствующий законодательству. А как раз на эти правила опирался вышеуказанный приказ №191 и именно в этих правилах законодательно определялись понятия двухставочного тарифа и принципов его формирования. Фактически действие и этого приказа было приостановлено.  В последующих нормативах двуставочный тариф не развивался.

    За это время в 2004 году был принят Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и в 2005 году постановление Кабинета министров № 630 о правилах оказания услуг централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды. Данными актами была юридически жестко закреплена идеология одноставочного тарифа, согласно которому все затраты являются переменными и относятся на ставку за теплоэнергию. То есть, сколько показал счетчик, столько и нужно платить. А если счетчик летом не работает, значит и не платим.

    В 2006 году было принято постановление №955 от  10.07.2006 г о порядке формирования тарифов на производство, транспортировку и поставку теплоэнергии и услуги центрального отопления и поставку горячей воды, окончательно закрепившее одноставочный тариф.  

    В 2006 и 2007 годах депутаты Верховной Рады разных партий неоднократно пытались под разными соусами подкрасться к Закону Украины об услугах ЖКХ, но Главное экспертное управление неуклонно и твердо давало вердикт о зависимости платы за услуги только на основе показаний счетчика - то есть одноставочный тариф. Более того, в постановлении КМУ №630 приведен типовой договор, также подтверждающий эту зависимость.

    Таким образом, Черкасский горсовет своим, можно сказать, волюнтаристским решением от 29 декабря 2010г.  о введении двухставочного тарифа «аннулировал» действующие принципы договорных отношений, независимо от того, были ли на тот момент заключены такие договоры или нет. (На самом деле,  согласно закону, жителей Черкасс должны были убедить заключить новые договоры или внести изменения в действующие, в которых обе договаривающиеся стороны согласились сотрудничать на основе новых тарифных принципов (Реішенние МВК от 30 06 2011г. №901 ).

    Поэтому, все действующие правительства (Януковича, Тимошенко  и Азарова), видимо, решили зайти не напрямую, а с заднего крыльца, пытаясь поломать Закон об услугах ЖКХ  путем «нелегальных» постепенных внедрений в другие подзаконные акты принципов двухставочных тарифов.

    Опасность такой тактики в том, что порождается законодательная неразбериха, которая затрагивает все виды отношений от бухгалтерского учета до производства и продажи теплоэнергии. В результате страдает бюджет, непонятны принципы кредитной политики, инвестиций, назначения субсидий, возмещения потерь за некачественные услуги. Здесь почва для коррупции и финансовых злоупотреблений.

    Как происходила двухставочная «операция»?

    24 октября 2007 года правительство Януковича приняло постановление КМУ № 1267, которым был тихо отредактирован пункт 9 постановления КМУ № 955: «Предприятия используют двухставочные тарифы на тепловую энергию, утвержденные в установленном порядке».

     Затем правительство Тимошенко приняло полезное постановление № 151 от 17.02.2010 г. о порядке проведения перерасчетов на оказанные услуги отопления и подачи горячей, холодной воды в неполном объеме или худшего качества. Этим постановлением вводились новые критерии качества тепла, горячей, холодной воды, водоотведения как изменения в постановлении №630, о которых мы писали ранее. Вводились принципы расчетов себестоимости тарифов. Но здесь же был  введен  пункт 6: «В случае оплаты услуг по двухставочым тарифам перерасчету подлежит условно-переменная часть платы за услуги по централизованному  отоплению». (Этот пункт прямо противоречит Закону об услугах ЖКХ, где перерасчету подлежит весь тариф).

    Наконец, постановлением  № 239 от 2.03.2010 г  правительство Тимошенко утвердило кардинальные изменения постановления №955 о порядке формирования тарифов. В это постановление ввели определение одноставочного и двухставочного тарифов, определен порядок и принципы расчета обоих видов тарифов. Для этого добавлено восемь приложений.

    По-видимому, правительство Азарова, озабоченное наполнением бюджета, а также облсоветы в регионах, посчитали данное постановление очень полезным для  введения новых тарифов и бухнули их поскорее, пока народ не очухался от эйфории о дешевом газе и коммунальных услугах за продление базирования Черноморского флота.

    На самом деле, нововведения о двухставочном тарифе в данном постановлении также полезны, как для зайца  арифметика, ведь Закон Украины об услугах ЖКХ предписывает принципы одноставочного тарифа. 

    А поскольку согласно Конституции Украины деятельность органов власти и других субъектов регулируется исключительно законами Украины, а не подзаконными актами, поэтому все эти новеллы в постановлениях не только неприменимы, но и обязаны быть аннулированы Минюстом.

    На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что требования представителей ОСББ  об отмене двухставочных тарифов и  об отмене нормативного акта - постановления КМУ №955  от 10.07.2006 г. (как противоречащего, после вступивших в силу его изменений, Закону Украины об услугах ЖКХ) их приведению в соответствие с законодательством, вполне обоснованы и законны.

    О вреде политической возни в реформах ЖКХ

    Эксперименты по введению двухставочных тарифов  проходили  еще до 2002 года в Днепропетровске, Одессе, Черкассах, Броварах, Горловке. В 2006 году неожиданно под эксперимент попал Львов. Далеко не все там были довольны этими нововведениями. Начались суды вплоть до высших инстанций. Государство, судя по всему, использует тактику затягивания. Так некоторые организации во Львове по нескольку лет ждут решения суда против двухставочных тарифов.

    К сожалению, и в Верховной Раде, и в регионах на местах вопрос реформирования сферы ЖКХ рассматривался не с точки зрения полезности обществу тех или иных решений, а в зависимости от того, какая политическая сила занималась реформами. Если это был политический противник, то все проекты проваливались.

    Сегодня, как результат, мы видим интересную политическую коллизию. Когда в Одесской области руководители предприятий, поставляющих теплоэнергию, ввели двухставочные тарифы с 01.01.2009 г., то Одесская облрада, контролируемая Партией Регионов во главе с председателем Николаем Скориком приняла постановление № 796-V от 20 марта 2009 года „О состоянии выполнения требований Закона Украины «О жилищно- коммунальных услугах» в Одесской области”, которым обязало:   „3.2.2. В месячный срок привести тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (в том числе вывоза бытовых отходов),   централизованного отопления, снабжения холодной и горячей  водой,  водоотведения в соответствие с действующим законодательством и нормативными государственными актами”.

    При этом ОГА получило в письме от Минюста за  №1908-24 от 19.06.09г. разъяснение, что двуставочный тариф на отопление противоречит Закону об услугах ЖКХ и  постановлению КМУ №955 от 10.07.06 г.

    В Севастополе, мы наблюдаем сегодня противоположную картину. Горсовет, контролируемый Партией Регионов, единогласно принял двухставочные тарифы. Правда, скромно шаркая ножкой, не может пояснить, зачем он это сделал.

     О пользе двухставочных тарифов при реформировании сферы ЖКХ

    Если опираться на мировой опыт, то двухставочные тарифы  в числе других мер применяются во многих зарубежных странах и служат одним из средств регулирования тарифов естественных монополий, и в то же время дают возможность стимулировать энергосбережение как со стороны поставщиков, так и потребителей, а также обеспечивать безубыточный механизм функционирования теплоэнергетических предприятий.

    Но в современных условиях существования украинского ЖКХ введение двухставочгых тарифов без обсуждения, без разработки программы реформирования сферы ЖКХ в городах Украины, а также без выполнения ряда условий двухставочных тарифов, лишь дискредитирует эти тарифы, и приводит к еще большему обнищанию и разочарованию жителей Украины.

    В случае двухставочного тарифа затраты, формирующие тариф на тепловую энергию, отпускаемую тепло-снабжающей организацией, распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность (нагрузку), соответственно  переменным и постоянным затратам предприятия. Переменная составляющая определяется расходом энергии на обогрев помещений в сезон холодов и оплачивается по показаниям счетчика, а при их отсутствии - по нормативам. А постоянная составляющая определяется почти неизменными расходами на поддержание в рабочем состоянии теплового оборудования, сетей, зарплатой  и т.п.. Проще говоря, определяется проектной мощностью или тепловой нагрузкой, на которую рассчитана система отопления каждого потребителя. Эта часть оплачивается той самой злополучной „абонентской платой”.

    Преимуществами двухставочного тарифа является:

    1. Выравнивание финансовых поступлений (уменьшение необходимости в кредитах);
    2. Сокращение потерь выручки поставщика тепла при фактическом снижении поставок энергии (теплая зима, уход клиентов на индивидуальное отопление и пр.);
    3. Сокращение расходов потребителя тепла по сравнению с одной ставкой в случае увеличения количества потребителей;
    4. Стимулирование выравнивания договорной и фактической нагрузки потребления (высвобождать дополнительные мощности);
    5. Оптимизация загрузки источников одной сети (регулирование нагрузки по потребностям, а не на максимум расхода).

    Важное условие эффективности внедрения системы двухставочных тарифов в том, что указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.

    Еще одно: необходимость в ряде случаев проведения независимой экспертизы по правильности расчетов тарифов, особенно их постоянной составляющей.

    Почему сегодня бессмысленно и бесполезно вводить двухставочные тарифы?

    1. Противоречат законодательству, создают напряженность
    2. Нет прозрачности в принятых решениях. Не  разъяснены общественности принципы реформирования сферы ЖКХ в городе, планы преобразования и реконструкций, порядок их контроля.
    3. А самое главное, абонентская плата назначена с потолка. Потому что согласно мировому опыту внедрения двухставочных тарифов перед введением абонентской платы необходимо определение реального значения присоединенных нагрузок. Это достигается проведением независимого энерго аудита.
    4. Изношенность коммуникаций приводит к тому, что очень часто тепло доставляется в гораздо меньших количествах, чем запланировано в проекте. Поэтому возможны необоснованные переплаты. Данное отрицательное явление возникает при единой для всех абонентской плате и называется „перекрестным субсидированием”.
    5. В идеале, абонентская плата у каждого должна быть разная, но изношенность жилищного фонда не позволяет индивидуализировать абонентскую плату.

     Что необходимо сделать в этой ситуации ?

    Во-первых, привести решения в соответствие с законодательством Украины. Для этого ввести одногодичный переходный период от одноставочного к двухставочным тарифам. Принять изменения в закон. В это время перейти на помесячную авансовую форму оплаты за услуги ЖКХ и горячей воды с перерасчетом по итогам отопительного сезона. Авансовая плата подобна абонентской с тем отличием, что в случае некачественных услуг или неполного их объема, авансовые платежи уменьшаются пропорционально качеству услуги. В то же время предприятие получает законный беспроцентный кредит. Учитывая его стоимость на рынке кредитных ресурсов в 30-40% годовых, часть этой „сэкономленной” суммы можно было бы рассматривать как ресурс для временного снижения общего размера тарифов, чтобы смягчить ценовую нагрузку на население.  Если коммунальные предприятия хорошо сработают, доставят качественное тепло, большая часть авансовых платежей останется у предприятий. Если плохо сработают, им придется  вернуть часть денег, лишиться премий,  брать кредиты, а руководству лишиться своих кресел.

    Во-вторых, обеспечить гарантии эффективного использования средств, менеджмента предприятий, добиться ежеквартальной публикации финансовой отчетности коммунальных предприятий. Мы не можем дальше терпеть ситуацию, когда сотрудники предприятий назначают себе по 20 тыс грн зарплаты и жируют на дотациях, придумывают несуществующие долги и гоняют массу потребителей по расчетным центрам и судам.  

    В-третьих, разработать программу по экономическому обоснованию тарифов и путей их снижения и/или стабилизации, программу энергоаудита нагрузок и реконструкции устаревших сетей и оборудования. Дифференцировать абонплату по группам потребителей, варьировать нагрузкой по договору и получать от этого прибыль и т.д.

    В-четвертых, организовать разъяснительную работу среди населения о преимуществах новой системы, о ее перспективах, о правах потребителей и способах их защиты. Показать, что власть и народ являются не противниками, а партнерами, которые действуют в общих интересах для достижения благосостояния общества, а не отдельных коррумпированных личностей. Подготовить прозрачную систему автоматического получения субсидий для уязвимых категорий населения.

    На данный момент именно одноставочный тариф, является наиболее приемлемым для нового жилищного фонда , где существуют новые современные ИТП и принципиально новая схема гидроразводки в квартирах с возможностью установки индивидуальных приборов учета и регулировки тепла, что в свою очередь позволяет значительно снизить энергозатраты  (в зимний период до 50 %). Именно одноставочный тариф стимулирует жителей новых домов и в частности ОСББ нового жилого фонда, к наиболее рациональному и экономному потреблению тепловой энергии.

    Но для старого жилого фонда одноставочные тарифы стимулируют перерасход энергоносителей и противодействие контролю тепла приборами учета, по причине их отсутствия и не возможности установки , т.е. являются пережитком „затратной” социалистической экономики.

    Выход в этой ситуации видится в  осуществлении  и  развитии стратегии комунальной электроєнергетики, и
    повсеместной дальнейшей реформе городского теплоснабжения инициатором которой должно на первом этапе выступить именно государство.

     

    Автор

    Copyrigh  © Геннадий Билоцкий.
     


    Источник: http://bilgen.ucoz.ru/publ/0-0-0-201-13
    Категория: Авторские статьи | Добавил: gennik (03.01.2014)
    Просмотров: 793 | Теги: Янукович, двуставочный тариф, Партия регионов, Тимошенко, закон об услугах ЖКХ, одноставочный тариф | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Київський час
    BTC-option
    Bitstamp Bitcoin price chart
    Обмен BTC
    Лопата и зарплата
    Ваш маршрут...
    Расcчет расстояния
    Откуда
    Куда
    Расcчитать на Ваш Партнёр-инженер
    Заработай BTC
    BTCClicks.com Баннер
    Курс валют
    Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

    Ваш Партнёр © 2024  потребителю
    Protected by Copyscape Online Plagiarism Check