Отношения в сфере электроснабжения регламентируются:
- Законом Украины «Об электроэнергетике»;
- Правилами пользования электрической энергией для населения, утвержденными постановлением КМУ от 26.07.1999. № 1357 (далее – Правила № 1357);
- Порядком определения размера и возмещения убытков, причиненных энергопоставщику вследствие хищения электрической энергии, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.2006. № 122;
- Методикой определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией, утвержденной постановлением НКРЭУ от 04.05.2006. № 562;
- Порядком применения тарифов на электроэнергию, которая отпускается населению и населенным пунктам, утвержденным постановлением НКРЭ Украины от 10.03.1999. (с изменениями);
- Положением о проведении экспертизы приборов учета электрической энергии у бытовых потребителей, утвержденным приказом Минтопливэнерго от 21.06.2003. № 322.
Тарифы на электрическую энергию для
населения устанавливаются Национальной комиссией регулирования
электроэнергетики (НКРЭ).
Единицей учета электроэнергии является 1 киловатт-час. Ежемесячная
оплата услуг по электроснабжению определяется умножением тарифа на
количество потребленных кВт-часов.
Как правило, фактическое потребление электроэнергии осуществляется по
счетчику, съем показаний которого ежемесячно производит сам
потребитель. При этом энергопоставщик имеет право контролировать
правильность съема показаний приборов, а также самостоятельно снимать
эти показания.
Согласно пункта 9 Правил № 1357 потребление
электроэнергии без прибора учета не допускается, кроме отдельных
случаев. Если же электроэнергия предоставляется по разрешению
энергопоставщика без счетчика, то, согласно пункта 33, начисления
производятся в соответствии со среднемесячным потреблением, которое
определяется за предыдущие 12 месяцев, или за фактический период
потребления, если он меньше 12 месяцев.
Расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Плата
за услуги должна вносится потребителем не позднее 10-го числа месяца,
следующего за расчетным, если договором не установлен другой срок.
Если Вы выявили в платежном документе ошибочные показания счетчика,
то обязаны сообщить об этом энергопоставщику, представитель которого, в
свою очередь, должен в течение 5-ти дней проверить счет, а в случае
необходимости в течение 20-ти дней проверить Ваш прибор учета и затем
сообщить Вам о результатах проверки.
2.2.Что обязаны делать энергопоставщики и их потребители
Согласно пунктов 38 и 40 Правил № 1357
энергопоставляющая организация, кроме прочего обязана:
- сообщать потребителю в письменном виде или через СМИ информацию о
местах оплаты за электрическую энергию и об изменениях тарифов (цен) не
позднее, чем за 5 дней до введения их в действие;
- предоставлять информацию о качестве электрической энергии, тарифах
(ценах), порядке оплаты, условиях и режимах ее потребления;
- проводить не менее, чем 1 раз в 6 месяцев
контрольный съем показаний приборов учету у потребителя в соответствии с
утвержденным графиком;
- проводить плановую поверку, обслуживание,
ремонт (кроме случаев, когда счетчик поврежден или неисправен по вине
потребителя) и замену приборов учета в сроки, установленные
нормативно-техническими документами и договором;
- рассматривать обращения и претензии потребителя по предоставлению
услуг и принимать по этому поводу решения в сроки, предусмотренные
законодательством;
- принимать письменные и устные сообщения (в том числе средствами
связи) от потребителей по поводу нарушения электроснабжения или
нарушения
параметров качества электрической энергии, а также принимать меры к
возобновлению электроснабжения и приведению показателей качества в
соответствие с требованиями нормативных документов.
В свою очередь, согласно пункта 42 Правил № 1357,
потребитель электрической энергии, кроме прочего, обязан:
- - обеспечивать сохранность приборов учета и пломб на них, если счетчик находится в квартире;
- - безотлагательно сообщать энергопоставщику о недостатках в работе прибора учета;
- - согласовывать с энергопоставщиком новые подключения и переоборудование внутренней электропроводки, целью которых является увеличение потребления электрической мощности;
- - предоставлять расчетные документы по требованию представителей энергопоставщика для проверки правильности оплаты и соответствия их записей показаниям счетчика;
- - обеспечивать доступ представителям энергопоставщика после предъявления ими служебных удостоверений в квартиру для обследования прибора учета, электроустановок, и электропроводки;
- - не позже чем за 7 дней до прекращения пользования электроэнергией в квартире в письменном виде уведомить энергопоставщика о расторжении договора и рассчитаться за потребленную электрическую энергию, включая день выезда.
2.3. Если неисправен счетчик
Во-первых, показания новых приборов учета превышают показания «старых» на 5-20% (в тех случаях, когда установлены последовательно оба счетчика). Энергопоставщики, как правило, объясняют это явление тем, что индукционный счетчик обычно ошибается в минусовую сторону, а электронный может ошибаться и в «минус», и в «плюс», а, самое главное, что он учитывает любое мало-мальское потребление электричества, например, телевизором в режиме ожидания.
Во-вторых, как правило, новые счетчики устанавливаются в общих электрошкафах в подъезде, к которым потребитель не имеет доступа. В связи с этим «Облэнерго» предлагает потребителям заключить дополнительное соглашение к основному договору, в котором четко оговорить дату и время контрольного съема показаний счетчиков контролером.
Если у Вас не было возможности присутствовать на этом съеме показаний, то контролер вывешивает на шкаф список потребителей с показаниями их счетчиков. Кстати, присутствие контролера и доступ к счетчику можно использовать для проведения эксперимента правильности его показаний – полностью обесточьте квартиру входным рубильником на несколько часов, и убедитесь в том, что счетчик не насчитывает Вам плату за непотребленное Вами электричество. Если же диск счетчика крутится при полном обесточивании квартиры (так называемый – «самоход»), а также, если Вы обнаружили внешнее повреждение счетчика, срыв пломбы или другие явные неисправности в его работе (особенно, если счетчик находится у Вас в квартире), то Вы и энергопоставщик согласно пунктам 14-17 Правил № 1357 должны сделать следующее.
Во-первых, немедленно напишите заявление в свои районные электрические сети (РЭС) ОАО «ЭК «Днепроблэнерго». Как правило, в этой организации есть типовой бланк «заявления-заявки», в которой нужно указать наименование работ, на выполнение которых Вы делаете заявку – замену, снятие, опломбировку и пр. прибора учета, и причину подачи заявки – остановка прибора учета, торможение диска и пр. Во-вторых, в согласованное с Вами время в течение 3-х дней (в городе) со дня получения Вашего заявления представитель ОАО «ЭК «Днепроблэнерго» должен снять Ваш счетчик в присутствии Вас или представителя балансодержателя (если счетчик находится на лестничной клетке). При этом, согласно пункта 2.3. Положения о проведении экспертизы приборов учета электроэнергии у бытовых потребителей, представитель энергопоставщика должен опломбировать счетчик в том месте, где уже установлена пломба Госпотребстандарт. Если такой возможности нет, то счетчик запаковывается в полиэтиленовый пакет, который также опломбируется. После снятия и опломбировки счетчика представитель энергопоставщика составляет акт-сообщение о направлении на экспертизу Вашего прибора учета в 2-х, или 3-х экземплярах (если счетчик находится на лестничной клетке) - по экземпляру «Облэнерго», потребителю и ЖЭКу. Этот акт, в зависимости от места нахождения прибора учета, подписываете или Вы, или жэковский работник. В третьих, электроснабжающая организация в течение 20-ти дней с даты снятия счетчика проводит его экспертизу в составе комиссии, в которую кроме представителей самого энергопоставщика входит поверитель от Госпотребстандарта, или от специализированной организации, но тоже с участием Госпотребстандарта. При этом экспертиза счетчика, который принадлежит Вам или за сохранность которого Вы отвечаете, должна проводится обязательно в Вашем присутствии. По результатам экспертизы составляется акт проведения экспертизы. В четвертых, если выяснится, что: - в повреждении, потере или неправильной работы электросчетчика виновен потребитель, то Вы возмещаете стоимость проверки, ремонта или установки нового прибора учета; - во всех других случаях все нужные мероприятия оплачивает или
энергопоставщик, или организации, отвечающая за сохранность прибора учета. В пятых, поскольку электроснабжение без учета свыше 3-х месяцев запрещается, то энергопоставщик должен установить отремонтированный или новый счетчик в течение этого периода. Кроме того, в ситуации, когда со счетчиком внешне все нормально и нет его «самохода», но у Вас возникают сомнения в правильности его показаний, то, согласно пункта 16 Правил № 1357: - во-первых, Вы имеете право обратиться к энергопоставщику для проведения экспертизы, в таком случае с Вами подписывается договор на проведение экспертизы прибора учета; - во-вторых, энергопоставщик проводит экспертизу в течение 20-ти дней после проведения Вами ее оплаты; - в третьих, в случае подтверждения экспертизой неправильной работы прибора учета энергопоставщик возмещает Вам все расходы, связанные с проведением такой экспертизы.
2.4. Как составить акт-претензию
ТИПОВИЙ АКТ-ПРЕТЕНЗІЯ _______________________ "_____" ___________________ ___ р. (назва населеного пункту) (дата складання) Згідно з договором № _________________________________________ Споживач ____________________________________________ (прізвище, ім'я та по батькові) висловлює претензії Електропостачальнику з приводу (тимчасового припинення електропостачання, претензії до якості електричної енергії, інші претензії) _____________________________________________________ _______________________ _________________________________________________ термін перерви _______________________________ від «__» __________ ___ р. до «___» ________________ р. Результати замірів параметрів якості електричної енергії _____________________________ Результати повторних замірів (здійснюються через 5 днів) ____________________________ ______________________________________________________________________ >У зв'язку з викладеним Електропостачальник повинен забезпечити відновлення електропостачання або проведення замірів параметрів якості та сплатити неустойку Споживачу згідно з умовами договору або перерахувати розмір сплати у разі невідповідної якості електричної енергії. Інші умови: _____________________________________________________________. Цей акт склали: Представник Споживач Електропостачальника _____________________________ _____________________________ (посада, підпис, прізвище, (посада, підпис, прізвище, ім'я та по батькові) ім'я та по батькові) _____________________________ _____________________________ Адреса_______________________ Адреса_______________________ _____________________________ _____________________________ Телефон______________________ Телефон_____________________ Споживач, який проживає у будинку № ________ кв. ____ _________ _____________________________ (підпис, прізвище, ім'я та по батькові) Споживач, який проживає у будинку № ________ кв. ____ _________ _____________________________ (підпис, прізвище, ім'я та по батькові) Виборна особа _____________________________ (посада, підпис, _____________________________ прізвище, ім'я та по батькові) ____________________________ (номер посвідчення, що підтверджує надані їй повноваження) ____________________________ (де, ким і коли зареєстровано) |
- Министерство топлива и энергетики;
- Национальную комиссию регулирования электроэнергетики;
- Госпотребстандарт;
- Антимонопольный комитет.
Если в сети повысилось напряжение и Ваши электроприборы сгорели, то Вам необходимо сделать следующее. Во-первых, в таком случае немедленно вызывайте аварийную бригаду - как правило, до 19.00. – ЖЭКа, а после 19.00. – электросетей. Во-вторых, попросите аварийщиков составить соответствующий акт с указанием причин аварии – естественно Вы должны в нем расписаться и оставить себе один экземпляр. В третьих, отнесите поломанную электроаппаратуру в ремонт, возьмите квитанцию об оплате ремонта и попросите мастера указать причину поломки. В четвертых, виновником скачка напряжения в сети может быть не обязательно энергопоставщик, но и ЖЭК, который обслуживает внутридомовые электросети. Поэтому обратитесь к энергопоставщику с просьбой сообщить - на чьем участке ответственности (его или ЖЭКа) произошел сбой в работе электросетей, и предоставить документы, которые бы фиксировали этот сбой. В пятых, направьте претензию в адрес виновника аварии (энергоснабжающей или эксплуатирующей дом организации) с требованием возместить Вам причиненный ущерб, приложив к ней копии акта и квитанций об оплате ремонта техники. В пятых, если виновник аварии отказал Вам в возмещении ущерба, то обращайтесь в суд!
2.5. Если пришел контролер
Во-первых, согласно пункта 39 Правил № 1357 представитель энергопоставщика обязан иметь при себе и показать Вам служебное удостоверение.
Если у Вас есть подозрение в предвзятой позиции контролеров обязательно найти у Вас какие-то нарушения, то: - прежде, чем пустить проверяющих в квартиру, пригласите 2-х соседей; - позвоните в свой РЭС и узнайте – работает ли у них такой контролер, за каким участком он закреплен и внесена ли Ваша квартира в план проверок; - не оставляйте контролеров один на один со счетчиком ни на секунду. В-вторых, согласно пункта 30, если доступ к прибору учета невозможен, то контролер выписывает платежный документ на основании данных счетчика за предыдущий период, о чем делается соответствующая отметка в лицевом счете потребителя. Если же в течение 2-х расчетных периодов (как правило, месяцев) контролер так и не имел доступа к счетчику, то он оставляет потребителю в почтовом ящике сообщение о дате следующего своего визита или с просьбой передать показания счетчика энергопоставщику. Если после этого потребитель так и не передал ведомостей о количестве потребленной им электроэнергии, то энергопоставщик имеет право через 30 дней после даты отправления письменного предупреждения отключить жилье такого потребителя от электроснабжения. В-третьих, в компетенцию контролера входит: - проверять работу приборов учета электроэнергии; - снимать их показания; - контролировать правильность снятия показаний потребителем; - проводить обследование электроустановок потребителя с целью выявления фактов потребления электроэнергии вне приборов учета (пункт 37 Правил № 1357). В четвертых, если контролер выявил нарушения потребителем Правил № 1357, в том числе факты разворовывания им электроэнергии, то в таком случае составляется акт, который подписывает представитель энергопоставщика и потребитель. Один экземпляр акта вручается потребителю, второй остается у энергопоставщика. При этом потребитель имеет право внести в акт свои замечания. Потребитель может отказаться от подписи, тогда в акте делается отметка об отказе, и он считается действительным, если его подписали 3 представителя энергопоставщика. Интересно, что в вопросе определения «виновности» и «умышленности» за повреждение счетчика или его пломб фактически имеет значение – кто первым это обнаружил. Если потребитель первым увидел сорванные пломбы и сообщил о них в «Днепрообэнерго», и при этом отсутствуют явные признаки вмешательства в работу счетчика, то, как правило, он считается «невиновным» и не должен оплачивать убытки. В противном случае, если Вы не проявили своевременную бдительность, и сорванные пломбы заметил сам контролер, то здесь больше шансов оказаться «виновным» и оплатить убытки энергопоставляющей компании. В любом случае, если нарушения Правил № 1357 касаются работы электросчетчика, то согласно пункта 3 Порядка определения размера и возмещения ущерба, нанесенного энергопоставщику в результате хищения электрической энергии, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.2006. № 122, факты повреждения приборов учета, пломб на них, вмешательства в работу, приведшие к занижению показаний, устанавливаются специализированными организациями, которые имею право на проведение соответствующей проверки, с привлечением представителей Госпотребстандарта. В пятых, на основании такого акта энергопоставщик имеет право отключить потребителя от электроснабжения, а также взыскать убытки, нанесенных ему противоправными действиями потребителя. Размер этих убытков определяется по величине расчетного потребления электроэнергии в течение периода нарушения на основании акта, составленного в соответствии с Методикой определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией, утвержденной постановлением НКРЭУ от 04.05.2006. № 562.
2.6. Когда и
как могут отключить от электричества
Во-первых, энергопоставщик должен вначале послать потребителю письменное предупреждение о прекращении электроснабжения. Такая возможность у него появляется в случае, если Вы не оплатили предоставленные им услуги в течение 10-ти дней после срока, указанного в договоре или платежном документе (обычно до 10-го числа следующего за расчетным месяца), и электроснабжающее предприятие не получила сообщение об оплате на 20-й день. То есть, проще говоря, электропоставщик имеет право послать своему должнику такое предупреждение после 30-го числа следующего за расчетным месяца.
Во-вторых, с момента получения Вами письменного предупреждения у Вас есть 29 дней, чтобы оплатить свой долг.
В третьих, если же за этот период Вы долг так и не оплатили, то на 30-й день с момента получения Вами предупреждения электропоставщик имеет право отключить Ваше жилье от электричества. Но при этом, запрещается отключения в последний рабочий день перед выходными и праздничными днями, кроме аварийных ситуаций. Кроме того, в пункте 2 Постановления ВРУ «Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением Украины» от 18.03.1999. №512, сказано следующее:
«Запретить Кабинету Министров Украины, местным органам
исполнительной власти и органам местного самоуправления, предприятиям и
организациям независимо от форм собственности отключать жилые
помещения от энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения и отселять из жилья
граждан в случае невнесения ними платы за жилищно-коммунальные услуги в
связи с невыплатой заработной платы или пенсии и неназначением
субсидии».
Поэтому, если Вы задолжали за электроснабжение из-за того, что Вам, в
свою очередь, должны деньги за зарплату или социальные пособия, то
лучше первыми предупредите энергопоставщика о Вашей ситуации, чтобы у
них исчезла даже теоретическая возможность отключения Вашей квартиры от
электричества.
В четвертых,
согласно пункта 28 Правил №
1357 если у Вас нет средств на оплату задолженности, Вам
необходимо обратиться к энергопоставщику с заявлением о составлении
графика погашения задолженности или отсрочки срока оплаты, предоставив
справки, подтверждающие Вашу неплатежеспособность.
Рекомендованный перечень законодательной и нормативной базы
(с текстами нижеприведенных документов можно
ознакомиться
на сайте Верховной Рады Украины – www.rada.gov.ua)
Законы Украины
- «Про електроенергетику» от 16.10.1997. № 575/97-ВР;
Постановления Кабинета Министров Украины
- "Про затвердження Правил користування електричною енергією для населення" от 26.07.1999. № 1357.
- «Про затвердження Порядку визначення розміру і відшкодування збитків, завданих енергопостачальнику внаслідок викрадення електричної енергії» от 08.02.2006. № 122.
Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти
- Постановление НКРЭ Украины от 17.10.2005. № 910 "Про користування електричною енергією".
- Постановление НКРЭ Украины от 04.05.2006. № 562 «Про затвердження Методики визначення обсягу та вартості електричної енергії, не облікованої внаслідок порушення споживачами правил користування електричною енергією».
Содержание
Раздел 1. Водо и теплоснабжение
Раздел 3. Газоснабжение